Главная » 2018 » Май » 23 » Родственники погибшей пассажирки впервые наказали службу такси за ДТП. Как им это удалось?
17:02
Родственники погибшей пассажирки впервые наказали службу такси за ДТП. Как им это удалось?

Решение, которое принял Московский городской суд, можно назвать громким прецедентом: он обязал агрегатора такси выплатить денежную компенсацию родственникам женщины, погибшей в дорожной аварии.

Отметим, таксисты нередко оказываются героями криминальной хроники — не только при совершении ДТП, но и при более тяжелых преступлениях. Однако к службам такси, которые, собственно, и организуют перевозку, обычно санкции не применяются: суд мотивирует свои решения тем, что агрегаторы оказывают лишь информационные услуги.

Что и когда произошло

ДТП случилось еще 5 октября 2014 г. Москвичка Дина Яковенко, постоянный пользователь службы заказа машин «Такси «Престиж», в очередной раз вызвала для себя автомобиль. Добраться до места она так и не смогла: водитель приехавшей по вызову «Шкоды Октавиа», Денис Неклюдов, нарушил ПДД, автомобиль врезался в другую машину, пассажирка такси погибла.

По факту смертельного ДТП провели расследование, в результате которого выяснилось, что водитель «Шкоды», которому агрегатор (по-другому — диспетчер) «Такси «Престиж» передал заказ, работал на автомобиле, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Вадиму Комарову. Именно он и заключил договор с «Такси «Престиж».

Как суд рассматривал дело

У Дины Яковенко осталась семья — муж и трое дочерей. После расследования они подали иск в Лефортовский суд о взыскании денежной компенсации с водителя автомобиля, попавшего в ДТП, индивидуального предпринимателя, которому принадлежала «Шкода», и диспетчерской службы, организовавшей поездку. С ответчиков требовали возместить расходы на похороны — 553 тыс. руб., а также моральную компенсацию — по 1,5 млн руб. каждому истцу.

Лефортовский суд, рассмотрев дело, обязал ИП Комарова компенсировать расходы на погребение. Водитель, согласно решению суда, должен был заплатить каждому из истцов по 700 тыс. руб. По компании «Такси «Престиж» исковые требования суд отклонил.

Из решения Лефортовского суда:

— Представитель ответчика ООО «Такси «Престиж» пояснила, что ООО «Такси «Престиж» является диспетчерской службой, то есть службой заказа такси, не имеет собственного автопарка, оказывает услуги по организации перевозок, обеспечивает поиск лиц, нуждающихся в транспортных услугах.

Семью погибшей Дины Яковенко такое решение суда не удовлетворило. Они подали апелляцию в Московский городской суд, который — неожиданно — отменил решение Лефортовского суда. В новом вердикте говорилось, что ни водитель, ни ИП ничего родственникам погибшей женщины не должны: у водителя было ОСАГО, следовательно компенсацию надо требовать со страховой компании.

Истцы обратились в Верховный суд, который нашел нарушения в решениях предыдущих инстанций и отметил, что причин для отклонения иска к ООО «Такси «Престиж» нет.

Дело вновь спустили в Мосгорсуд. Рассмотрев его по новой, суд постановил взыскать компенсацию в пользу истцов с владельца автомобиля и диспетчерской службы.

Представитель Мосгорсуда:

— Суд взыскал с ООО «Такси «Престиж» в счет возмещения ущерба сумму в размере 264 тыс. руб., а также по 100 тыс. руб. морального ущерба четырем истцам. Такую же сумму суд взыскал с собственника автомобиля. Таким образом, каждый ответчик должен выплатить по 664 тыс. руб.

Что говорят о прецеденте эксперты

По мнению юристов, майское решение Мосгорсуда — единственно верное в такой ситуации.

Дмитрий Загайнов, адвокат Свердловской областной гильдии адвокатов:

— Заказывая машину, пассажир не думает о том, что его везет водитель, не имеющий отношения к агрегатору. Для пассажира компания, в которую он позвонил, и есть та, что оказывает услуги по перевозке. Именно она и должна отвечать за любые ситуации, произошедшие при поездке. Теперь агрегаторы должны задуматься о том, какой репутационный и материальный ущерб могут понести по вине водителей, с которыми они сотрудничают.

 

На что следует обратить внимание пассажирам

Семья погибшей Дины Яковенко в качестве аргументов предоставила в суд скриншот sms-сообщения, которое пришло на мобильный телефон пассажирки: номер автомобиля, цена поездки и благодарность за пользование услугами ООО «Такси «Престиж». Об ИП Комарове и водителе Денисе Неклюдове в этом сообщении речи не шло. Верховный суд принял во внимание эти аргументы.

Дмитрий Загайнов:

— По закону о защите прав потребителей, истец должен сообщить о нарушении и предоставить любые сведения, доказывающие, что именно лицо, к которому предъявлен иск, оказывало услугу. Скриншот sms-сообщения, запись телефонных переговоров с диспетчером, скриншот онлайн-заказа — все это может стать таким аргументом. Доказать невиновность — дело ответчика.

Отметим, что сегодня такси — единственный вид общественного транспорта, где нет обязательного страхования ответственности перевозчика. То есть если случится авария, пострадавшие клиенты могут рассчитывать только на компенсации по ОСАГО — максимум 500 тыс. руб. Тогда как, к примеру, пассажиры рейсовых автобусов застрахованы на сумму до 2 млн руб.

Весной этого года в Госдуму был внесен законопроект, который вводит обязательное страхование пассажиров такси. Минфин заявил, что поддерживает его. По словам агрегаторов такси, введение обязательного страхования на цены практически не повлияет: в стоимости поездки страховой сбор составит 1,5–3 руб.

По материалам 66.ru

Просмотров: 220 | Добавил: zastypnik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты
Адвокат Загайнов Дмитрий
620075,  Екатеринбург
ул. Кузнечная, 81, офис ИНТЕЛЛЕКТ-С



+7 (343) 3-610-110

sample map