Главная » Статьи » публикации адвоката Загайнова |
Прокурор Международного уголовного суда (International Criminal Court) 28 февраля 2022 года объявил, что решил принять меры для того, чтобы как можно скорее возбудить расследование ситуации в Украине. По данным на 28 марта, в Международный уголовный суд (МУС) обратились 42 страны-участницы по поводу событий на Украине. Дмитрий Загайнов, партнер INTELLECT, рассказывает о том, что представляет собой МУС и как он работает. В 1998 году в Риме завершилась работа по созданию постоянного учреждения для осуждения лиц, обвиняемых в самых серьезных преступлениях, которые вызывают озабоченность мирового сообщества. Государства-участники Римского статута учредили Международный уголовный суд (МУС), который официально начал свою деятельность в 2002 году. Местопребыванием является Гаага (Нидерланды), однако, по желанию суда, заседания могут проходить в любом другом месте. Несмотря на то что Российская Федерация подписала Статут в 2000 году (Распоряжение Президента РФ от 08.09.2000 №394-рп), с 2016 года Россия не участвует в указанном международном договоре (распоряжение Президента РФ от 16.11.2016 г. №361-рп). Для объективности следует отметить, что Украина подписала, но не ратифицировала Римский статут, также США в 2000 году изначально подписали Статут, но впоследствии в 2002 году отозвали свою подпись. Необходимо отметить, что в 2002 году в США был принят Закон о защите американский военнослужащих, который разрешил применение военной силы для освобождения любого американского гражданина либо граждан из числа союзников США, задержанных на территории какого-нибудь государства по ордеру МУС. Основная идея создания МУС заключается в предотвращении геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и агрессии, а также в наказании виновных в них лиц. Как указано в Статуте, Международный уголовный суд дополняет национальные органы уголовной юстиции. Управляет Судом Ассамблея государств-участников. Все государства, подписавшие Римский статут или Заключительный акт Римской конференции, имеют статус наблюдателей в Ассамблее. Государства, которые не подписали Римский статут, не могут принимать участие в Ассамблее, если не подпишут и/или не ратифицируют Статут. Ассамблея государств-участников избирает судей, прокурора и заместителей прокурора, а также отвечает за их отрешение от должности, если будет доказано, что они совершили серьезный проступок или серьезное нарушение своих обязанностей. Ассамблея также определяет процессуальный порядок судопроизводства и правила доказывания, осуществляет контроль над органами суда. Государства-участники не могут вмешиваться в судебные функции МУС. Согласно статье 13 Римского статута, Международный уголовный суд может осуществлять свою юрисдикцию в том случае, если:
Действия прокурора – каждый ордер на арест и каждое выдвинутое обвинение – должны быть подтверждены палатой предварительного производства, состоящей из трех независимых и беспристрастных судей, которые принимают решения в соответствии со строго определенными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор. Так, от Украины дважды исходили обращения в МУС о расследовании ситуации на территории Украины с 21 ноября 2013 года. Однако только после того как поступило скоординированное обращение ряда государств-членов Ассамблеи, прокурор объявил, что приступил к расследованию ситуации на Украине. Как указано в официальном объявлении, без ущерба для направленности расследования сфера действия ситуации охватывает любые прошлые и нынешние утверждения о военных преступлениях, преступлениях против человечности или геноциде, совершенных на любой части территории Украины любым лицом с 21 ноября 2013 года. Канцелярия прокурора создала специальный портал, через который любое лицо, располагающее информацией, которая относится к ситуации на Украине, может связаться со следователями МУС. Юрисдикция МУС распространяется только на те страны, которые подписали и ратифицировали Римский статут или сделали специальное официальное заявление о своем признании юрисдикции МУС. Есть примеры, когда МУС выходил за пределы своей уставной юрисдикции, принимая по поручению Совета Безопасности ООН к рассмотрению уголовные дела против представителей тех стран, которые не подписали Римский статут и не заявили о признании юрисдикции МУС. Так, например, произошло в 2005 году, когда Совет Безопасности принял Резолюцию №1593 о передаче в МУС расследования ситуации в суданском Дарфуре, и в 2011 году, когда Совет Безопасности своей Резолюцией №1970 передал МУС расследование ситуации в Ливийской Арабской Джамахирии. В обоих случаях страны не подписывали Римский статут и не подлежали юрисдикции МУС. Тем не менее прокурор МУС принял к расследованию уголовные дела и выдал международные ордера на арест президента Судана Омара аль-Башира, главы Ливии Муаммара Каддафи, а также его сына Саифа аль-Ислама Каддафи и шурина Абдуллы Аль-Сенусси. При этом ни правительство Ливии, ни Переходный национальный совет Ливии никогда не признавали юрисдикции МУС в Гааге. Проведение арестов является сложной задачей для МУС из-за отсутствия собственной полиции, что заставляет суд полагаться на страны-участницы. В итоге дело против Абдуллы Аль-Сенусси (шурина Каддафи) было объявлено неприемлемым 11 октября 2013 года, а дело против Муаммара Каддафи прекращено 22 ноября 2011 года по причине его смерти. Сын Каддафи Саиф аль-Ислам был приговорен Ливийским судом к расстрелу, а затем амнистирован, но до сих пор не доставлен в Гаагу. Его адвокаты отправили ходатайство в МУС о прекращении преследования Саиф аль-Ислама Каддафи, так как за одно и тоже преступление нельзя судить дважды. Дело сына Каддафи остается в МУС на стадии предварительного производства. Как следует из официального заявления на сайте суда, МУС не судит людей, если они не присутствуют в зале суда (The ICC does not try individuals unless they are present in the courtroom). Полагаю, что именно отсутствие Каддафи в Гааге не позволяет Суду разрешить ходатайство адвокатов о прекращении уголовного преследования. Интересно отметить, что 12 апреля 2019 года Международный уголовный суд отказался расследовать действия американских военных в Афганистане. При этом в отношении сотрудников МУС, «напрямую причастных к любым усилиям по проведению расследований и судебных процессов в отношении американских военнослужащих без согласия США», были введены со стороны США экономические ограничения. В частности, санкции были введены против прокурора Международного уголовного суда. Римский статут имеет значение международного договора и, следовательно, не обладает силой в отношении государств, которые не являются его участниками. Это признается и в п. 5 Резолюции №1970 по Ливии, где Совет Безопасности ООН, основываясь на положениях гл. VII Устава ООН, предлагал властям Ливии «...в полной мере сотрудничать и оказывать любую необходимую помощь суду и прокурору во исполнение настоящей Резолюции, признавая, что государства, не являющиеся участниками Римского статута, не несут обязательств по Статуту...». Согласно п. 3 ст. 12 Римского статута, «если... требуется признание юрисдикции государством, не являющимся участником настоящего Статута, это государство может посредством заявления, представленного Секретарю, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении данного преступления. Признающее государство сотрудничает с Судом без каких бы то ни было задержек или исключений». Международные уголовные преступления не должны оставаться безнаказанными. Основным предназначением международного уголовного правосудия, в том числе осуществляемого МУС, является установление виновности или невиновности подсудимых лиц в совершении международного преступления и назначение справедливого и соразмерного наказания, которое должно осуществляться на основе общепризнанных принципов уголовного права и процесса. | |
Просмотров: 454 | |
Всего комментариев: 0 | |