Главная » Статьи » публикации адвоката Загайнова

Ответы на вопросы слушателей семинара "Что делать если к вам пришли с проверкой"

1) В выступлении прозвучало, что, если была внеплановая проверка, то плановая в течение 3 последующих лет проводиться не может. Подскажите пожалуйста нормативный документ, это регулирующий.

- Пунктом  2 статьи  9 Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

 

2) Как вести себя в ОБЭП?  Частный детсад просил пожертвования на нужды детсада от родителей, в результате чего поступила жалоба по отсутствию добровольности. Договор пожертвования заключен, оплата происходила по квитанции.

Если будут представлены доказательства того, что отсутствует добровольное волеизъявления при совершении пожертвования, то сделка может быть  признана недействительной. В ОБЭП без сопровождения  адвоката  появляться  не желательно, тем более, давать показания, не проконсультировавшись со специалистом. Если ситуация сложилась так, что Вы находитесь в ОБЭП без адвоката, то следует воспользоваться своим правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

К близким родственникам относятся - супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п.4 ст.5  УПК РФ)

 

3) По Налоговому Кодексу срок внеплановой выездной проверки – 2 месяца, и с приостановлением – 6 месяцев, а в Вашем семинаре прозвучало, что 50 часов. Как это понимать?

Действительно Федеральный закон  от 26.12.2008 N 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются при осуществлении налогового контроля (п/п 4п.3.1 ст.1 закона). На семинаре вопросы проведения конкретно налоговых проверок не затрагивались.  Сроки проведения проверок, о которых идет речь,  указаны в ст. 13 федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ .

В соответствии с п. 1 ст. 13 указанного закона, срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 (плановая документарная и плановая выездная) настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В соответствии с п. 2 ст. 13 указанного закона, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

 

 4) Является ли безусловным основанием отмены решения, если проведена проверка (внеплановая) по анонимному заявлению.

Согласно ч3. ст.10 ФЗ № 294  Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ № 294 - результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Вывод из анализа конкретного дела: Суд правильно пришел к выводу, что заявление Бармина Н.И. не является основанием для внеплановой проверки, поскольку не подписано. (ФАС Уральского округа от 20.07.2010 N Ф09-5460/10-С1 )

Таким образом, проведение проверки по анонимному заявлению является грубым нарушением. Соответственно результаты, полученные при данной проверке не могут являться доказательствами нарушения обязательных требований и предписаний; подлежат отмене по заявлению проверяемого лица.

 

5) Роспотребнадзор Свердловской области по факту невыполнения предписания о предоставлении лицензии проведена внеплановая проверка ООО. Срок проверки, согласно распоряжению, с 01.04.2012 г. 20 рабочих дней. Акт проверки составлен 10.04.2012 г. В момент составления акта проверки инспектор сказал, что ответственность будет только по статье за невыполнение предписания, за деятельность без лицензии протокол составлять не будут. В акте проверки соответственно прямо не указана статья КоАП за осуществление деятельности без лицензии.  Сходу составлен протокол по статье КоАП за невыполнение предписания.  Спустя две недели составлен протокол за осуществление деятельности без лицензии.

Существует ли срок составления протокола после составления акта проверки?

Должен ли протокол быть составлен в сроки, установленные распоряжением о проверке?

Акт проверки не является основанием для привлечения лица к административной ответственности. Данный документ фиксирует только обстоятельства и возможные признаки  проступка.  Акт проверки является поводом для проведения административного расследования. 

Согласно п.1 ст.  28.5. КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Там же в п.2 указано, что в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Закон позволяет устанавливать более длительные сроки составления протокола. Так в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования (как правило, 1 месяц, но может быть и больше. Так по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, срок может быть продлен до шести месяцев).

Распоряжении указываются сроки проведения  проверки, но никак не срок для составления протокола об административном правонарушении. Во время проверки никакого проступка  может быть  не выявлено, а акт составлен.

 

6) Обязательно ли в акте проверки указание на статью КоАП, которая нарушена?

Согласно П. 7 ч. 2 ст. 16 Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ  в акте проверки  должны содержаться сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Указание на норму права, которая бы предусматривала ответственность  по статье КоАП, прямо законом не предусмотрено.  Но должна быть обязательная ссылка на норму права, которая  устанавливает обязательные требования по предмету проверки. Выявленное нарушение в ходе проверки может быть квалифицировано позднее.

Ссылка на норму КоАП РФ является обязательным требованием при составлении Протокола об административном правонарушении.  (п.2 ст.28.2 КоАП РФ)

 

7) Имеем ли мы право позвонить в проверяющий орган и узнать о наличии проверки, и обязаны ли нам там ответить на наш вопрос?

Сведения о всех плановых проверках размещены на сайте Генеральной прокуратуры РФ.            Указанная информация является общедоступной, поскольку размещается на официальных ресурсах контролирующих и надзирающих  органов. Соответственно, если обратиться в контролирующий (надзорный)  орган с целью выяснения вопроса о том, планируется ли проверка в отношении Вашей организации, то у контролирующего органа не будет оснований отказать Вам в предоставлении такой информации.  Таким же образом может быть решен вопрос о  подтверждении полномочий   лиц,  участвующих в проверки.

Представитель проверяемой организации вправе запросить информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).

Сведения предоставляются для подтверждения полномочий лиц, осуществляющих проверочные мероприятия. При необходимости проверяемый  может позвонить в организацию, из которой прибыл проверяющий, и уточнить, работает ли он в указанной должности в этой организации.

 

8) Имеют ли право проверяющие просматривать и изымать документы без руководителя?    

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ  – запрещено осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (в случае причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

Соответственно при отсутствии в ходе проверки уполномоченного лица проверяемой организации, присутствие руководителя является обязательным, за исключением случаев указанных в ст. 15 Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ  . 

 

9) Если в офисе осуществляют деятельность несколько организаций, имеют ли право проверяющие изымать документы других организаций?

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ  –  запрещено  требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

Таким образом, если проверка проводится в отношении конкретной организации, то изъяты могут только  те документы, которые имеют отношение именно к предмету проверки.  Изъятие документов иных организаций, даже и находящихся в одном помещении с проверяемой организацией,  возможно только в случаях, когда  эти документы попадают по определение «объект проверки». В остальных случаях изъятие документов у третьих лиц законом не предусмотрено.

 

10) Какие именно документы имеют право изъять проверяющие органы?

Право проверяющих органов изымать документы всегда ограничено объектом и предметом  проверки.

В силу ч. 1 ст. 12 федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ, предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Соответственно, проверяющие органы могут изымать документы в зависимости от предмета  проводимой проверки. В каждом конкретном случае это могут быть разные документы.

 

11) Каким образом регистрируется изъятие документов?

В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Протокол об изъятии документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

 В случае необходимости изъятые  документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.  

(ст.27.10 КОАП РФ)

 

12) Имеют ли право проверяющие изъять денежную наличность в кассе?

Если деньги являются объектом проверки, то они также могут быть изъятия. Изъятие оформляется протоколом изъятие вещей. Порядок изъятия аналогичен  порядку изъятия документов

 

13) Какова последовательность действий работников организации при проверке?

1. Потребуйте предъявления документов, удостоверяющих личность прибывших, запишите данные проверяющих ( ч. 4 ст. Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ);

2. Узнайте их намерения, с какой целью прибыли, попросите вас ознакомить с регламентом проведения проверки  (ч. 4 ст. Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ);

3. Потребуйте предъявления документа, на основании которого производятся проверочные мероприятия; получите его копию;  (ч.3 ст. Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ)

Внимание к п.3 На документе всегда  должна быть подпись руководителя (или его заместителя)  проверяющего органа, но не всегда есть санкция вышестоящего органа (если того требует закон). В некоторых случаях закон позволяет получить нужную санкцию после проведенных действий.

3.1. Если выясниться, что идет внеплановая выездная проверка – потребуйте  копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры (п. 4 ст. 18 Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

 4. Свяжитесь с адвокатом;

4.1. Нередко появление проверяющих дестабилизирует работу организации. В этом случае  следует объявить всем сотрудником о прекращении рабочего дня и отправить их домой. Остаться должен только представитель проверяемой организации и (или) ее руководитель,  а также персонал, который умеет работать с множительной техникой при необходимости копировать документы.

5. Проследите за тем, чтоб понятые (свидетели) не были сотрудниками проверяющего органа. Для этого поинтересуйтесь у понятых каким образом они узнали о проводимом мероприятии. Не верьте ответу типа: «Шел по улице, остановили, попросили поучаствовать». По возможности узнайте место их работы.

Помните! Все действия, произведенные в присутствии понятых – заинтересованных лиц – считаются незаконными.

6. Убедитесь - не предлагают ли понятым (свидетелям)  подписать готовые документы за действия, в которых они не принимали участие.

Внимание!  Прежде, чем подписать документ, ознакомьтесь   с его текстом, если необходимо  - напишите возражения,  и только после    этого    ставьте свою подпись, но не наоборот.

7. Перед любым действием вам обязаны разъяснить ваши права, если необходимо - предложить выдать искомые вещи добровольно. 

8. Не отказывайтесь подписывать акты и/или протоколы.  Это только на руку проверяющему. Обязательно подписывайте документ, но не забывайте отразить в нем свои замечания, возражения.

(ПОДПИСЬ НА ДОКУМЕНТЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВЫ С НИМ ОЗНАКОМЛЕНЫ И НЕ БОЛЕЕ. ВЫ ПРАВЕ РЯДОМ СО СВОЕЙ ПОДПИСЬЮ ПОСТАВИТЬ ВРЕМЯ И ДАТУ)

9. По окончании действий вам обязаны предоставить копию акта,  протокола

10. Потребуйте от проверяющих сделать запись в журнале учета проверок, который юридические лица обязаны вести в соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

 

14) Какие стороны производственной деятельности жилищного кооператива могут быть проверены ЦЕО управления Роспотребнадзора в Свердловской области в ходе плановой выездной проверки?

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ - предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.  Так же могут рассматриваться акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Соответственно, могут быть проверены те сферы деятельности, которые попадают в предмет проверки, и те, которые имеют отношение к распоряжению проверяющего органа.

 

15) По результатам проверки инспектором Гос кокс надзора было составлено предписание, протокол об административном правонарушении, назначен штраф руководителю 15 000 тысяч рублей. Предписано явиться на административную комиссию, на которой еще будет возложен штраф на юридическое лицо в размере 150 тыс. руб.

Как вести себя в данной ситуации, т.е. возможно ли одновременно выдать предписание и не дав времени его исполнить, тут же наложить штрафные санкции?  (организация бюджетная).

В соответствии с п. 1 ч 1 ст. 17 Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в случае выявления нарушений выдается предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Из смысла указанной нормы следует, что в предписании должен содержаться разумный  срок для устранения нарушений. В течение указанного срока проверяемый должен устранить выявленные нарушения.  

Из Вашего вопроса следует, что оштрафовали  руководителя, а предписание выдали организации.   Предписание не является мерой административного наказания. Его не следует путать с предупреждением.  В данной ситуации формально возможно при наличии предписания возложит штраф на организацию.  В данной ситуации не смотря возможное привлечение к ответственности  следует обжаловать решение административного органа в суд. 

 

16) Обязан ли контролирующий орган при проведении внеплановой проверки предоставить жалобу, на основании которой производится проверка?

Согласно ч3. ст.10 Федерального закона  от 26.12.2008 N 294-ФЗ обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Следовательно,  для  того, чтоб удостовериться, что проверяющие действуют законно, данную информацию можно затребовать у проверяющих. Под предлогом защиты персональных данных, проверяющий  может отказать в предоставлении этих сведений. После возбуждения  дела об административном правонарушении  лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе знакомиться со всеми материалами проверки  (п.1 ст.25.1 КоАП РФ) 

 

 

 

Категория: публикации адвоката Загайнова | Добавил: zastypnik (01.06.2012)
Просмотров: 1735 | Рейтинг: 1.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты
Адвокат Загайнов Дмитрий
620075,  Екатеринбург
Ул Кузнечная, 81, офис ИНТЕЛЛЕКТ-С



+7 (343) 3-610-110

sample map