Главная » Статьи » публикации адвоката Загайнова

"Проверки предприятий органами контроля» Ответы на вопросы (начало)
отвечает адвокат ЗагайновВ рамках соглашения для пользователей правовой базы «Консультант Плюс» 16 февраля 2011 года состоялся семинар  по теме «Проверки предприятий органами контроля». От имени «Свердловской областной гильдии адвокатов» семинар проводил адвокат Дмитрий Загайнов.
По окончании семинара слушатели имели возможность задать вопросы и получить на них квалифицированные ответы.
Предлагаем Вашему вниманию ответы на вопросы слушателей семинара:


1. Виды административной ответственности: - предупреждение - административный штраф. Могут ли быть применены одновременно по результатам одной проверки?


Ответ:В силу п.3 ст. 3.3. КоАП РФ, за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности.
В силу  п.1 ст. 3.3 КоАП РФ,  предупреждение, административный штраф относятся к основному виду наказания. Соответственно за одно административное правонарушение не могут быть назначено одновременно.
В то же время во время проверки  могут быть выявлены несколько административных правонарушений, за каждое из которых может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.
Не исключено, что в вашем случае проверяющий вывил именно несколько административных правонарушений.

 ---------------------------

 2. Имеет ли право помощник прокурора только на основании удостоверения   «входить куда угодно»   и «проверять  что хочет» - цитата пом. прокурора только на  основании  закона о прокуратуре. Прошу назвать  законодательные  обоснования для оспаривания?

 Ответ: Согласно п.1 ст. 22  Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации",  прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21* настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам,проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

______________________
*В п. 1 ст. 21 перечислены следующие органы: федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральными органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций;


 
Согласно п.1 ст. 6 закона «О прокуратуре РФ», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Там же в ст. 16 п.1 указано, что прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.
Если Вы считаете, что помощник прокурора превысил свои полномочия, то Вы вправе обратиться с жалобой  соответствующему прокурору либо к вышестоящему прокурору (Например, прокурору области или в Генеральную прокуратуру)
Согласно п.1 ст. 10 указанного закона, решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

 
---------------------------

 
3.
По одной проверке Роспотребнадзором было вынесено два постановления о наложении  административного наказания в виде предупреждения по ст. 6.3 КоАП  РФ   юридическому лицу. Наша ссылка в Арбитражном суде СО о том, что никто не может быть наказанным дважды за одно и то же нарушение. Однако суд указал в решении, что действия должностных лиц юридического лица  были разными. (причем это уже был суд кассационной инстанции). Прокомментируйте, пожалуйста.


Ответ:Из вопроса следует, что в ходе проверки юридического лица было выявлено два действия (или бездействия), за каждое из которых возникает административное наказание.  Каждое действие было квалифицировано по одной норме, а именно по ст. 6.3. КоАП РФ (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании)
В суде Вы привели довод о том, что речь идет об одном и том же действии юридического лица, а не о двух. Однако, как следует из вопроса, суд не согласился с Вашими доводами и установил, что в ходе проверки выявлены два противоправных действия (бездействия) юридического лица.  (Такое возможно, например, в следующей ситуации: когда в ходе проверки выявлено нарушение санитарных требований 1) к помещениям, где хранятся продукты, и 2)к продуктам. Несмотря на то, что действия разные, каждое из них  квалифицируется по одной и той же статье).
Соответственно, при тех вводных данных, которые Вы указали, действия суда являются правомерными.

---------------------------


 
4.  Можно ли проверить в рамках одной проверки:1. Размещение пилорамы ; 2. Нарушение трудовых прав  наемных работников, там работающих.

 Ответ:
Да возможно, если месторасположение пилорамы является необходимым элементом проверки соблюдения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем)  условий по охране труда и правил техники безопасности. В рамках указанного мероприятия   осуществляется проверка соблюдения юридическим лицом, (индивидуальным предпринимателем) трудовых прав наемных работников (например, право на безопасные условия труда и т.д.)

 
---------------------------

 
5. 
Роспотребнадзор провел проверку соблюдения областным учреждением санитарно-эпидемиологических требований. Проверялось  отделение  социальной службы с круглосуточным   пребыванием людей. Были проведены  отборы пищи,  воздуха, проверка процедурного кабинета на стерильность. Анализы были хорошими. Учреждением  ежемесячно  осуществляются лабораторные исследования.  Нарушений  не установлено. Тем не менее, составлено предписание из 23-х пунктов с установлением сроков  выполнения каждого пункта. Роспотребнадзор, несмотря на обжалование нами предписания, назначает внеплановые проверки по каждому пункту предписания. Таким образом,  данный орган мог бы в период с апреля по июнь, практически жить в нашем отделении. Обжаловав распоряжение о внеплановой проверке, мы сослались на то, что в 294 – ФЗ  указано основание- истечение срока  исполнения ранее выданного предписания, а не всех тех  промежуточных сроков, которые в нем указаны. Арбитражный суд СО  истолковал это положение закона в пользу Роспотребнадзора.
Как можно защититься от «проживания» контрольных органов в нашем отделении? Мы, например, их не пустили.По истечении конечного срока выполнения предписания должны ли контролирующие органы нас предупредить о проверке?


 Ответ: Часть 2  статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"  относит к грубым нарушениям  невыполнения требования о предупреждении проведения внеплановой проверки. Последствия такого нарушения является  признание недействительными  результатов проверки и подлежащими отмене вышестоящим органом контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. 

Одним из оснований для  проведения внеплановой проверки  пункт  2 статьи 10 закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ называет истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно п.16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
При отсутствии доказательств извещения, юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 N 09АП-3198/2010-АК по делу N А40-160991/09-93-1345, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2010 по делу N А05-16039/2009 Постановление ФАС Поволжского округа от 18.08.2010 по делу N А65-6041/2010)
Ситуация аналогичная с Вашей описана в Постановлении ФАС Уральского округа от 16.12.2010 N Ф09-10291/10-С1 по делу N А60-18071/2010-С9, где суд не установил  нарушений проведения внеплановых проверок по причине истечения срока, установленного  для устранения каждого нарушения, а не истечение срока предписания в целом. О том, что юридическое лицо не извещалось о проведении проверок в деле не указано.
Если Вы считаете, что действия проверяющий орган  превысил свои полномочия, Вы вправе обратиться в прокуратуру с жалобой на действия должностных лиц, где можете указать на необходимость возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 19.6.1 КоАП РФ  Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)

 ---------------------------

 
6.
Муниципальный  контроль только по вопросам соблюдения нормативно-правовых актов по муниципальному образовании  или  если внеплановая  проверка по заявлению граждан по нарушению  федерального или областного законодательства?   Т.е. есть четкие разграничения?


 Ответ:
Статья 1.3.1 КоАП РФ определяет предметы ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях

Глава 9 Областного закона от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области"  определяет должностных лиц, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях. Указанный закон устанавливает административную ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно п/п 1 п.2  ст. 6  Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в соответствии с уставом муниципального образования  к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории (т.е. в пределах соответствующего муниципального образования)
Соответственно принято
1)  Постановление Правительства Свердловской области от 21.11.2005 N 1002-ПП "О Перечне должностных лиц исполнительных органов государственной власти Свердловской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области"
2)  Постановление Правительства Свердловской области от 15.12.2005 N 1069-ПП "О Перечне должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области"
На уровне муниципального образования «город Екатеринбург» принято Постановление Главы Екатеринбурга от 15.08.2006 N 804 "О Перечне должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области"

 ---------------------------

 
7. Как проводится выездная проверка ИП, если нет офисного помещения, а все  документы находятся  по месту регистрации  (домашний адрес ИП) ?


 Ответ:
Порядок проведения выездной проверки для индивидуального предпринимателя  аналогичен порядку проведения проверки для юридического лица и  определен  Федеральным  законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

В силу п.2 ст. 18 законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.
Учитывая, что индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность по месту своего проживания, то контролирующие органы обязаны соблюдать также требования Конституции РФ.
Так согласно ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Таким образом, если предприниматель не желает впускать контролирующие органы для проведения выездной проверки, то контролирующие органы могут либо вместо выездной проверки провести документарную проверку либо обратится в суд с заявлением о получении разрешения на проведении выездной проверки по месту жительства индивидуального предпринимателя.
Без решения суда проникнуть в жилище против воли проживающих возможно только в случаях, указанных в федеральных законах, например:
Ст.11 Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
Ст.165 "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ;
П.9. Ст.15 Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране";
п.3 ст. 13 Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности";
п.18.ст.11 Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (утрачивает силу с 01.03. 2011 года в связи с принятием закона «О полиции»);
п.3 ст. 15 закона «О полиции» (вступает в силу с 01.03.2011): «Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в следующих случаях:
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках, авариях, катастрофах природного и техногенного характера и в других чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств совершения преступления либо обстоятельств несчастного случая».
 
---------------------------

8.
Каков порядок определения фактической даты начала плановой проверки в случае, если  в соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ в адрес предприятия с целью уведомления о начале проверки за три рабочих дня до начала проведения проверки направлена копия распоряжения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а на момент наступления даты начала проведения проверки, указанной в распоряжении, отсутствует почтовое уведомление о вручении?


Ответ
: Согласно ч.12. ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Таким образом, уведомление о проведении плановой проверки должно быть получено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем  до начала проверки не позднее, чем за три рабочих дня.  Факт доставки адресату  почтового уведомления можно проверить на сайте www.russianpost.ru в сервисе «Отслеживание почтовых отправлений» по номеру почтового идентификатора, который присваивается  каждой заказной  корреспонденции.  

---------------------------
 

аншлаг9. При направлении предприятию копии распоряжения почтой, какая дата считается датой надлежащего уведомления предприятия о проведении проверки: дата отправки копии распоряжения  или дата вручения представителю предприятия, указанная в уведомлении о вручении? Как быть, если эта дата не совпадает с датой, определенной ежегодным планом проведения проверок?
 Ответ:  Дата вручения представителю предприятия уведомления о проведении проверки и есть событие, по которому определяется  момент надлежащего уведомления о начале проверки.  Если начало проверки не совпадает с датой, определенной ежегодным планом проведения проверки, то определяющим будет в этой ситуации, сам факт надлежащего уведомления о начале проверки с соблюдение положения ч.12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, о котором было сказано в ответе на предыдущий вопрос. В то же время нельзя исключить необходимость согласования с прокуратурой  изменения срока  проведения плановой проверки.

продолжение >>


Категория: публикации адвоката Загайнова | Добавил: zastypnik (10.03.2011)
Просмотров: 9327 | Комментарии: 4 | Теги: проверка, орган контроля, ответ, вопрос, адвокат, прокуратура, проверки на предприятии, Загайнов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
3  
Здравствуйте, у меня ИП. Занимаюсь женской одеждой. ИП менее года. Зашли полюбопытствовать в наш отдел сотрудники РОСПОТРЕБНАДЗОРА. Сказали ценники не соответствуют, уголка потребителя нет. пишите свои данные приедем к вам с проверкой. Насколько я знаю, ИП и малый бизнес не имеют права тормошить проверками зарегистрированных менее 3 лет. За ранее благодарна за ответ.

4  
Совершенно верно Виктория. В данном случае смело обжалуйте действия РОСПОТРЕБНАДЗОРА. Но прежде узнайте - не было ли ли жалобы от покупателей, т.к. это единственная возможность, когда возможно проверить предприятие до истечения 3-х годичного срока.
С уважением, адвокат Дмитрий Загайнов

2  
Объектом культурного наследия пользуется военный гарнизон. Может ли гос. орган провести внеплановую выездную проверку в отношении военных, на основании заявления, поступившего в орган контроля? Можно ли выписывать Предписание или составлять протокол об административном правонарушении в отношении их руководителя? Применимо ли это? Согласует ли прокуратура такую проверку?
Спасибо
Ответ: одним из поводов для проведения проверки является поступившее заявления от гражданина или организации. Орган контроля обязан проверить доводы изложенные в заявлении, что является достаточным оводом для проведения внеплановой проверки. При обнаружении признаков правонарушения, являющейся предметом проверки, орган контроля в пределах своих полномочий вправе составить протокол о совершении административного правонарушения либо выдать предписание об устранении нарушения. О внеплановой проверке прокуратура только лишь уведомляется

С уважением, адвокат Дмитрий Загайнов

1  
Имеет ли право на проверку Роспотребнадзор в том случае, если я купил фирму менее года назад без материальной базы, и еще не прошло трех лет?
Ответ: Роспотребнадзор не может проводить плановые проверки в первые три года деятельности организации с момента ее создания, а не с момента смены участников.
С уважением,
адвокат Дмитрий Загайнов

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты
Адвокат Загайнов Дмитрий
620075,  Екатеринбург
ул. Кузнечная, 81, офис ИНТЕЛЛЕКТ-С



+7 (343) 3-610-110

sample map