Главная » Статьи » публикации адвоката Загайнова |
Любая система, зависящая от надежности компьютера, ненадежна. «Восьмой закон компьютерного программирования» Цифровые технологии врываются во все уголки современной жизни. Условия договоренностей все реже переносятся на бумагу. Материальным носителем деловой информации привычными стали жесткий диск, флеш-карта, сервер и прочие «чипы». Прогресс вносит свои коррективы. Соответственно возникает необходимость обеспечить сохранность и неизменность информации получаемой посредством электронных сообщений, а также возможность их использования в качестве средства доказывания при оспаривании условий сделки. Часть 2 статья 160 Гражданского кодекса допускает возможность использования при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи. Случаи и порядок применения аналогов подписи, в том числе электронной подписи, как указывает закон, предусматривается законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок применения электронной подписи регулируется следующими федеральными законодательными актами: − Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи"; − Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; − Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". В статье 3 закона «Об электронной цифровой подписи" дано легальное определение электронной цифровой подписи (далее по тексту – «ЭЦП»). ЭЦП - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе Как следует из п. 4 ст. 11 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами. Очень важным в процессе обмена документами является понимание условий, при которых собственноручная подпись на бумажном носителе признается равнозначной электронной цифровой подписи. Во-первых, владелец ЭЦП должен обладать сертификатом ключа подписи, который выдается удостоверяющими центрами (данный вид деятельности лицензируемый – информацию об удостоверяющих центрах можно получить на сайте Министерства связи массовых коммуникаций РФ в разделе «электронная подпись» http://minsvyaz.ru). Во-вторых, на момент совершения подписи выданный сертификат должен быть действующим (например, сертификат не отозван, на аннулирован, не истек его срок действия). В-третьих, при соответствующем запросе удостоверяющий центр должен подтвердить подлинность подписи. В-четвертых, ЭЦП используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи, т.е. в сертификате может содержаться информация ограничивающая оборот ЭЦП (например, указан лимит суммы сделки). (статья 4 ФЗ «Об электронной цифровой подписи») Все указанные требования закона, предъявляемые к ЭЦП, направлены на 1.осуществление контроля целостности передаваемого подписанного сообщения; 2.доказательное подтверждение авторства лица, подписавшего сообщение; 3.защиту сообщения от возможной подделки. Роль оператора в данных отношениях сводиться к тому чтоб, подтвердить получение извещения от одной стороны и подтвердить перенаправление того же извещения другой стороне. С данная процедурой можно более подробно ознакомиться на примере Приказа Минфина РФ от 25.04.2011 N 50н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи" и к Приказа ФНС РФ от 30.01.2012 N ММВ-7-6/36@ "Об утверждении форматов представления документов, используемых при выставлении и получении счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной подписи" Из опыта применения ЭЦП вытекают следующие условия, которые необходимо соблюдать, чтоб обмен документами был признан состоявшимся и обязательным для сторон: 1) каждый из участников сделки должен имеет соответствующий договор с оператором (множественность операторов лучше исключить), 2) каждый из участников сделки должен имеет действующий сертификат ключа ЭЦП, 3) стороны сделки должны явно, а не двусмысленно, выразить свое согласие о составлении документов в электронном виде, 4) у сторон должны быть совместимые технические средства и возможности для приема и обработки этих документов в соответствии с утвержденным форматом (как правило, соответствующие регламенты разрабатываются операторами, пользователям необходимо только установить необходимое оборудование, скачать соответствующее программное обеспечение и присоединиться к регламенту, а далее следовать его указаниям по заполнению форм). Как видно алгоритм действий достаточно простой, и тот, кто использует его в своей практике подтвердить справедливость данного утверждения. Предлагаю пример из судебной практики. Дело N А13-5486/2011, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2012 Суть: Банк направил сообщение об открытие счета в электронном виде, но налоговый орган его не принял в связи с тем, что файл не расшифрован по причине ошибки "ключ не найден (или искажен)". На этом основании, банк привлечен к административной ответственности за несообщение в срок об открытии счета. Банк не согласился с данным решением налогового органа и обжаловал его в арбитражном суде. Суд принял решение в пользу банка, обосновав его следующим образом: Налоговым органом не доказано, что некорректная работа программного обеспечения налогового органа (проблемы при соотнесении поступивших электронных сообщений и ключей шифрования) связана с действиями банка при зашифровывании файла. Иными словами сбой в системе получения информации у налогового органа не был связан с шифрованием файла и действиями банка по отправке соответствующего электронного сообщения. На практике нередко задают вопросы: а как быть, если электронное сообщение отправлено посредством обычной электронной почтой? Можно ли в этом случае доказать отправку сообщения от одного лица другому? Чтоб более корректно ответить на эти и подобные вопросы предлагаю вашему вниманию пример из судебной практики. Дело N А32-17545/2011, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.03.2012. Суть: Поставщик полагал, что поставка товара подтверждается товарными накладными, подписанными директором заказчика, однако последним товар не оплачен. Поставщик обратился в суд с требованиями к покупателю о взыскании задолженности за поставленный товар, пеней за просрочку оплаты и судебных расходов. Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтвержден факт неоплаты товара. Несмотря на то, что требования истца были удовлетворены, особый интерес вызывает доводы суда, который отказался принимать в качестве доказательств электронные сообщения, полученные истцом посредством электронной почтовой связи. Суд отклонил электронные сообщения по причине:
И в заключении важно понимать, что отправленное сообщение уже невозможно вернуть из виртуального пространства Адвокат «Свердловской областной гильдии адвокатов» Загайнов Д.И.
Статья опубликована в профессиональном журнале "Город Печатников" за октябрь 2012 год
| |
Просмотров: 2475 | |
Всего комментариев: 0 | |